Пн. Окт 26th, 2020

Смешанное обучение: мифы и реальность

Поделиться

Пока столичные школьники на каникулах, а 19 октября в школу вернутся не все: из-за обострения эпидемиологической ситуации учащиеся 6-х – 11-х классов переходят на дистанционное обучение. Тем же путем, возможно, придется двинуться и ряду других регионов. А в этих условиях растет значение гибридного обучения. О плюсах этого непривычного для россиян варианта учебы рассказала научный сотрудник международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа, преподаватель факультета компьютерных наук Высшей школы экономики Ольга Максименкова.

В дистанционной учебе школьников применят "перевернутый класс"

Фото: pixabay.com

— Период дистанционного обучения породил у неспециалистов массу мифологизированных опасений. Однако специалистам понятно, что воспроизведение в онлайн-режиме традиционных методик работы учителя не только не становится дистанционным обучением, но снижает эффективность учебного процесса. Так что не будем занимать ничью сторону в дискуссии, а поговорим об одном из наиболее популярных сейчас смешанном или, как иногда говорят, гибридном обучении.

— Оно возникает при совмещении онлайн и оффлайн-инструментов. Но в этом случае в процессе обучения возникает третья сторона – цифровая образовательная среда, что столь же непривычно для человечества, как первые учебники с развитием книгопечатания несколько веков назад. А это смущает людей и даже пугает: реакция многих учителей, родителей и учащихся  варьируются от иррационального страха перед нововведениями до вполне логичных и обоснованных вопросов об обеспечением процессов смешанного обучения: Какие возможности и ограничения появляются при введении цифровых сред в учебный процесс? Каким образом выстраивается взаимодействие учителя и ученика? Как следует выстраивать работу с учебным материалом при реализации смешанного обучения? 

— Ответы дают хорошо проработанные методики смешанного обучения, сочетающие инструменты онлайн и офлайн работы. Учителю они позволяют организовывать и проверять работу учащихся как в классе, так и в цифровой среде. А школьники впервые получают возможность учиться, задействовав одновременно различные органы чувств и различные каналы коммуникации, начиная от знакомых с 1990-х годов чатов и форумов и заканчивая многоканальными телеконференциями и совместной работой в виртуальных мирах. Например, доступ как на уроке, так и после занятий к видео, текстовому чату, презентации и материалам с перекрестными ссылками и возможности общения с преподавателем и соучениками.

— Вовсе нет: это необходимое, но недостаточное условие успеха. Ключ к качественному смешанному обучению — методики педагогов, самой известной из которых является так называемый перевернутый класс.

— Это подход, при котором учащиеся вначале знакомятся с учебным материалом самостоятельно, хотя и с «подсказками» учителя. И лишь после этого, в классе, под прямым контролем преподавателя обсуждают результаты самостоятельной работы. Такая обратная связь от преподавателя к каждому ученику на занятиях в очном режиме является обязательным условием правильно реализованного перевернутого класса. Ну а самостоятельная работа дома очень похожа на всем привычную «домашку»: например, если необходимо проработать немного теоретического материала или разобрать какой-то метод. При этом традиционное чтение и просмотр учебных видео сопровождается простыми задачами, тестами или интерактивными заданиями, результаты которых автоматически и подробно фиксируются в цифровой среде, что позволяет преподавателю готовится к очному занятию, подстраивая его под состояние учащихся.

— Оно выстраивается исходя из результатов домашней работы и позволяет устраивать дискуссии в их классическом понимании. При этом перевернутый класс позволяет избежать ситуации, когда важные очные часы отдаются «начитыванию» материала, а выработка навыков фактически остается за пределами внимания преподавателей. В нынешних эпидемиологических условиях особенно важно, что при необходимости перевернутый класс безболезненно переводится в онлайн, когда очная встреча заменяется синхронной сессией в телекоммуникационной среде.

— Он открывает новые возможности как преподавателям, так и их ученикам, а учебным заведениям позволяет работать с теми, с кем невозможно было бы сделать это только оффлайн. Например, этим летом на летней школе по разработке мобильных приложений факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ мы собрали школьников со всей России и провели занятия всех типов, включая полноценную проектную работу, полностью дистанционно. При этом максимальный разброс по часовым поясам в одной из команд составлял пять астрономических часов, а преподаватели находились в Москве, Санкт-Петербурге и даже Южно-Сахалинске.

Источник

от Admin

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code