Чт. Окт 29th, 2020

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

В стеклянных витринах представили более удивительных 25 костюмов, «выступавших» в операх и балетах Чайковского

Фото: Олег ЗОЛОТО

В 2020 году Мариинский театр отмечает двойной юбилей: 180 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, большинство опер и балетов которого были впервые поставлены на старой сцене Мариинки, и 160-летие самой исторической сцены. К круглым датам в театре выпустили стилизованные под XIX век программки и приурочили ряд спектаклей, а в зрительском фойе первого яруса новой сцены открыли уникальную выставку.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

В октябре Мариинка отмечает 160-летие исторической сцены

Фото: Олег ЗОЛОТО

В стеклянных витринах представили более 25 костюмов, «выступавших» в операх и балетах Чайковского, а также бесчисленное количество ценных документов из театральной библиотеки. Экспонаты охватывают 110 лет истории: самому молодому – костюму распорядителя балов из «Пиковой дамы» – 36 лет, самому великовозрастному – обращению Чайковского в Дирекцию императорских театров с просьбой поставить оперу «Опричник» – 146.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Самому великовозрастному экспонату 146 лет

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Впервые здесь представлены костюмы, в которых артисты выходили в операх Чайковского в конце XIX – начале XX века, – поясняет заведующая архивной службой театра Ольга Овечкина. – Исключение – костюм императрицы Екатерины Второй из оперы «Пиковая дама»: он уже дебютировал в качестве экспоната пять лет назад, но мы не смогли отказать себе в удовольствии показать его еще раз.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Платье, достойное императрицы, создали по эскизам Григорьева для постановки 1946 года

Фото: Олег ЗОЛОТО

Платье, достойное императрицы, создали по эскизам Григорьева для постановки 1946 года. Но оно сохранило интересную деталь – медальон с портретом императрицы, датированный 1921 годом, а также декоративные элементы XIX века. Это платье прогуливалось по сцене вплоть до постановки Темирканова 1984 года, где появление Екатерины Великой остается за кадром.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Медальон с портретом императрицы датирован 1921 годом

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Мы изучали штампы (подписи на подкладках костюмов), фотоматериалы и эскизы. И выяснили, что у многих костюмов была очень долгая сценическая жизнь: они приходили из царской эпохи в советское время, – отмечает Ольга Овечкина. – Пример – фрак Евгения Онегина: на подкладке – имя Журавленко, который исполнял партию в 1950-е, и одновременно штамп XIX века. Это не потому, что у театра не было возможности сшить новый костюм: в этом не было необходимости, настолько были качественные ткани и исполнение. Даже когда утрачивались более хрупкие детали старого костюма, вышивку и металлический декор переносили на новый.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Фрак Евгения Онегина донес до нас детали позапрошлого века

Фото: Олег ЗОЛОТО

Еще один пример преемственности эпох – костюм королевы из «Спящей красавицы», предположительно по эскизу Евгения Пономарева. Богато расшитая накидка – подлинник XIX века. Само платье более современное, но оно сохранило старинную декоративную вставку на груди. Нынешние костюмы королевы шьют по образцу этого, ставшего музейным экспонатом.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Нынешние костюмы королевы шьют по образцу этого, ставшего музейным экспонатом

Фото: Олег ЗОЛОТО

Кстати, балету «Спящая красавица» посвятили целый раздел выставки. Внимание приковывают костюмы Авроры и принца Дезире, в которых они появлялись на сцене в «свадебной проходке». С тканью XIX века соседствуют театральное кружево и современный тюль: творческая жизнь этих нарядов началась очень давно и завершилась совсем недавно.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Внимание приковывают костюмы Авроры и принца Дезире

Фото: Олег ЗОЛОТО

По соседству выставили более молодые мужские костюмы и наряды пажиков, который несли шлейф Авроры. Все сделаны по эскизам Константина Коровина.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Старинные программки расскажут, чем театр и культурный досуг XIX века отличались от современных

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Один из самых ценных экспонатов выставки и всей нашей коллекции – подлинные партитуры «Спящей красавицы» и «Пиковой дамы» с автографом композитора: это рука Петра Ильича, а не переписчика нот, – обращает внимание начальник издательского отдела Мариинки Анна Петрова.

Полистать оцифрованные партитуры можно в электронном виде: для нас создатели выставки выбрали самые интересные и известные фрагменты.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Там выглядели зловещая фея Карабос и ее хвостатая свита в поставное конца XIX века

Фото: Олег ЗОЛОТО

Снимки конца XIX века показывают, как выглядели зловещая фея Карабос и ее хвостатая свита. Именно на роскошную постановку «Спящей красавицы» тогда прибыл австрийский император Франц Иосиф. В честь почетного гостя в театре даже издали особенные программки с иллюстрациями.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Для австрийского императора Франца Иосифа выпустили особую программку с иллюстрациями

Фото: Олег ЗОЛОТО

В архивах сохранилась и программка премьеры «Чародейки», внизу которой мелкими буквами скромно написано: «Дирижировать будет автор». Старинные программки расскажут, чем театр и культурный досуг XIX века отличались от современных. Так, имена создателей париков и причесок, цветов и перьев, обуви и металлических украшений в императорских театрах были важнее имен артистов, слово «императорский» писали исключительно заглавными буквами, а порой в театрах давали спектакли «в пользу голодающих индусов» и других нуждающихся.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

В архивах сохранились и детали костюма «Чародейки»

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Костюм Княжича Юрия из оперы «Чародейка» 1941 года стал самым пожившим, и, прежде чем показывать его, его отреставрировали, – поясняет Овечкина. – Пришлось дополнить жемчужинки, зафиксировать декоративную тесьму.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Костюм Княжича Юрия из оперы «Чародейка» 1941 года потребовал реставрации

Фото: Олег ЗОЛОТО

Несколько витрин заняли костюмы из «Лебединого озера». Мужские наряды для Испанского танца выполнили по эскизам Симона Вирсаладзе в 1950 году, они сохранили декоративные элементы дореволюционного времени.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Мужские наряды из «Лебединого озера» сохранили декоративные элементы дореволюционного времени

Фото: Олег ЗОЛОТО

К «Лебединому озеру» относятся и два средневековых костюма: в постановке Вагановой 1933 года граф выбирает себе невесту не на простом, а на костюмированном балу.

Удивительна судьба рыцарских лат, изготовленных в XIX веке для оперы «Орлеанская дева», мировая премьера которой состоялась в Мариинском в 1881 году.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Главную партию пела, надев эти латы, Софья Преображенская

Фото: Олег ЗОЛОТО

– С тех пор «Орлеанская дева» долго не ставилась, и ее выбрали вновь для постановки в 1945 году, когда труппа вернулась из эвакуации в Ленинград и искала репертуар, – рассказывает Анна Петрова. – Главную партию пела, надев эти латы, Софья Преображенская – артистка, которая осталась в блокадном городе и выступала в Ленинграде и на фронте. Постановка имела колоссальный успех: публика приняла сюжет о победе французов над англичанами на себя.

Уникальные костюмы из опер и балетов Чайковского впервые показали в Мариинском театре

Слово «императорский» писали на афишах и вообще везде только заглавными буквами

Фото: Олег ЗОЛОТО

Вскоре в театре планируют поставить «Орлеанскую деву» в третий раз.

Источник

от Admin

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code